.

Развитие малышей от 0 до 1 года

 

Каждый родитель просто обязан знать общие закономерности психологического, физического и интеллектуального развития ребенка.

 

Почему так категорично?

Потому что природные задатки наиболее эффективно и естественно развиваются в период от рождения до 3-5 лет.

 

Именно в этот возрастной период отмечается самая большая скорость мозга, образования многочисленных нейронов и связей между ними. Никогда больше на протяжении всей жизни человека не происходит такой скорости развития мозга человека. Поэтому именно это обстоятельство и объясняет и повышенную способность детей к обучению.

 

Но даже это не самое главное в жизни любого человека. Самое важное для того, чтобы он был счастлив – это знать и, что очень важно, — чувствовать себя любимым и желанным!

.

А базовое отношение к миру и к себе у ребенка формируется к 1 году.

.

Отношение ребенка к себе отражает и включает в себя отношение к нему близких взрослых.

Поэтому знания психологического развития ребенка чрезвычайно важны и для благополучного развития самого малыша, и для родителей.

 

Теплые отношения с подрастающим в семье ребенком – один из самых дорогих подарков в жизни родителей!

 

 

НОВОРОЖДЕННЫЙ

.

Первый ме­сяц рассматривается как этап жизни, когда совершаются лишь пер­воначальная подготовка младенца к контактам с окружающими людь­ми, физическая адаптация ребенка к внешним условиям жизни и формирование потребности в общении.

 

Новорожденный ребенок абсолютно беспомощен. К моменту рождения он обладает лишь безусловными рефлексами, облегчающими приспособление к новым условиям жизни.

 

У новорожденного хорошо выражены защитные рефлексы. Например, при мелькании какого-то предмета перед лицом он зажмуривает глаза, раздражение кожи вызывает защитное отдергивание, при резком увеличении яркости света происходит сужение зрачка.  На большинство внешних раздражителей новорожденный отвечает одинаково: он вздрагивает, беспокойно двигает ручками и ножками, тоненько кричит, сморщив личико.

 .

Проявляются ориентировочно-пищевые рефлексы: при прикосновении к губам или щекам голодного малыша проявляется реакция поиска, он поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот, а при попадании в рот материнской груди, соски или, например, края подушки проявляется сосательный рефлекс.

 .

У новорожденного всегда сжаты кулачки, но если вы вложите в его ладонь палец, он крепко схватывает его.

 .

Новорожденный еще, конечно, не умеет ползать. Но если вы положите его на живот и приложите к подошвам ладонь, он оттолкнется и продвинется немного вперед. А если вы поставите его ножками к себе на колени, — он может делать переступательные движения. Это рефлекс «автоматической» ходьбы.

 .

Когда вы берете ребенка на руки, придав ему вертикальное положение, он часто открывает глаза. Это явление называют «эффектом кукольных глаз».

.

В первый месяц жизни для него не существуют ни кто-то, ни что-то. Новорожденный реагирует лишь на внешние раздражители (прикосновение, боль, температуру воздуха или воды, свет, звуки, запах).

.

Новорожденному малышу бессмысленно покупать и показывать игрушки, потому что он пока еще ничем не интересуется. Он реагирует лишь на дискомфорт, связанный с мокрыми пеленками, чувством голода, внезапным изменением положения тела. Новорожденного легко успокоить, взяв его на руки и покачать. Он постоянно стремится вернутся в состояние сонливости.

.

В первый месяц развития ребенка полезно выкладывать на живот перед каждым кормлением и перед сном. В сутки время выкладывания на животик не должно превышать 40-60 минут. Спать в таком положении малышу нельзя из-за опасности задохнуться.

.

Период новорожденности заканчивается к концу первого — началу второго месяца жизни, когда наступает поворот в психическом развитии. Он связан с появлением «комплекса оживления» ребенка, то есть первой специфической реакцией человека на человека.

.

«Комплекс оживления» проходит 3 стадии:

1) улыбка (на пятой неделе жизни);

2) улыбка + гуление;

3) улыбка + гуление, гукание, лепет + двигительное оживление (к 3 месяцам).

.

На 2‑3‑й неделе жизни ребенок улыбается самому себе. Сначала появляется улыбка во сне, а затем малыш начинает улыбаться в период бодрствования после кормления. В возрасте четырех недель, он уже начнет отвечать  улыбкой на вашу улыбку. Отмечу, что улыбка возникает легче и быстрее, если ваше речевое и эмоциональное общение сопровождается поглаживанием тела ребенка.

.

С 18‑20‑го дня жизни ребенок всматривается в лицо матери при кормлении. Он может удерживать в поле зрения на 5‑10 секунд ваше лицо, когда вы просто наклоняетесь к нему. Движения тела в этот момент уменьшаются, изменяется выражение лица и глаз. Однако фиксация взгляда на живом лице еще неосознанная, ребенок смотрит на лицо чисто рефлекторно.

 


В 1 месяц при выкладывании на живот ребенок может немного приподнимать подбородок. Если же ваш малыш к концу первого месяца жизни не начинает приподнимать голову из положения лежа на животе, вы можете простимулировать подъем головы, заинтересовав его яркой пищащей игрушкой.

.

Ребенок может фиксировать взгляд на яркой игрушке, и даже прослеживать ее взглядом, если она расположена на расстоянии 20-40 см.

.

Расположите игрушку перед его опущенным носом, привлекая его зрительное и слуховое внимание. А затем поднимайте игрушку вверх так, чтобы ребенок вместе с отведением взора вслед за игрушкой поднимал и голову.

Ребенку будет легче поднимать голову, если вы при этом подложите ладонь своей руки под грудь ребенка. В дальнейшем иногда можно подкладывать под грудь ребенку свернутую в виде небольшого валика пеленку или небольшое полотенце.

К концу первого месяца жизни малыш все дольше фиксирует игрушку взглядом и успешно провожает глазами ее медленное перемещение вправо и влево.  Движения его глазных яблок становятся плавными и координированными.

На 4‑5‑й неделе жизни ребенок в течение 10-15 секунд может сосредотачиваться на посторонних звуках. Он замирает и начинает прислушиваться к негромким звукам голоса или музыки на фоне тишины. Можно использовать и звук колокольчика.

 

2 МЕСЯЦА

.

Двухмесячный малыш пытается приподнять головку и удерживает ее не менее 10 минут. Он уже умеет разводить руки в стороны, поднимать их вперед, лежа на спине, а с 2,5 месяцев - поднимать вверх - выше плеч.

На втором месяце жизни ребенок свободно поворачивает голову из стороны в сторону; способен сжимать и разжимать пальцы ручек.

К концу 2‑го месяца малыш начинает приближать руки ко рту и сосать палец.

В 2 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, улыбается, услышав голос. Большая часть детей начинает агукать: «гуу; ку; агу». Бывают и гортанные звуки «гы», «хы».

.

С 2 месяцев можно вкладывать в руку ребенку погремушку – во время непроизвольных движений руки погремушка начинает греметь, а ребенок – искать источник звука взглядом. Таким образом, тренируется взаимная координация зрения и движений рук.

Малышу нравится смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца, на движущиеся контрастные объекты. Он рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу.

Если поместить яркую игрушку немного в сторону от линии центра взгляда ребенка, то он может сам найти ее взглядом. Для привлечения внимания игрушку можно слегка потрясти или покачать ею из стороны в сторону. Ребенок «рассматривает» неподвижную интересную игрушку на протяжении 20, затем и 30 секунд

.

Рекомендация:

Начиная с возраста 1–1,5 месяца необходимо подвешивать над кроваткой яркие предметы. Сначала лучше подвешивать по одной игрушке. После того как ребенок научится хорошо фиксировать взгляд на одном предмете, можно увеличить количество подвешенных предметов до двух‑трех, для того чтобы он учился переводить взгляд с одного объекта на другой. При наличии времени можно поиграть с ребенком: потормошите сначала одну из подвешенных игрушек для привлечения его внимания, а затем подергайте другую.

Игрушку лучше вывесить над уровнем его груди. Маленькие игрушки лучше подвешивать на расстоянии 40–50 см, а большие – на расстоянии 70 см. Периодически подвешивайте над кроватью надутые резиновые шары, которые привлекут внимание ребенка на достаточно большом расстоянии.

.

С 2,5 месяцев ребенок не только рассматривает игрушки, но и пытается их касаться. Можно несколько опустить игрушки. Подвесьте на цветных лентах две погремушки справа и слева от ребенка. Игрушки должна легко приходить в колебательное движение. В погремушке лучше иметь шарик с неровной, интересной для касания поверхностью. Попробуйте подвесить колокольчик.

.

Упражнение:

Возьмите колокольчик или достаточно громкую погремушку и слегка потрясите ее в течение 10 секунд. Старайтесь удерживать этот источник звука в 30–50 см от ребенка вне поля его зрения. Услышав громкий звук, ребенок на некоторое время «задумается», прислушиваясь, после чего начнет поворачивать голову вправо‑влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.

.

Внимание! Нельзя игрушки держать все время перед ребенком. Рекомендуется вывешивать их на 30 минут с перерывом в 10–15 минут.

Не стоит приобретать гирлянды из большого количества объектов, которые утомляют глаза малыша.  Лучше подвесить нитку с одним или двумя предметами яркого цвета (оранжевый, красный, зеленый).

 

Стоит ли покупать ребенку подвески с движущимися игрушками в сопровождении музыки?

Подобные игрушки могут навредить ребенку из‑за чрезмерной нагрузки на зрение в возрасте до 2,5–3 месяцев, а после этого возраста они уже не будут способствовать развитию ребенка. Что касается музыки, то в этом возрасте она для ребенка — просто шум. Элементы ее восприятия появляются позднее – в 4 месяца.

 

Рекомендация:

Начиная с 1,5 месяцев рекомендуется чаще держать малыша на руках в вертикальном положении. Усадите его попкой на одну вашу руку и, поддерживая его под грудь другой вашей рукой, прижимайте его спинкой к себе. При этом ребенок, сначала с вашей поддержкой, а потом и сам, начинает держать корпус – сидит на руках у взрослого «столбиком». Голову ребенка, однако, первое время приходится придерживать дополнительно. Такая поза ребенка на руках взрослого не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но открывает ему новые возможности для знакомства с миром.

.

Постоянно общайтесь с ребенком!  Систематическое эмоциональное общение со взрослым ведет к положительным изменениям в эмоциональной сфере у детей от 2 до 4 месяцев жизни, способствует их познавательному развитию.

И еще: когда взаимодействуете с ребенком (купаете, пеленаете, кормите и т.д.), разговаривайте с ним одинаково ласково. Потому что, когда мать, например, пеленая малыша,  изменяет свой голос так, как будто разговаривает со взрослым, то поведение ребенка тоже меняется — он реагирует так, как будто мать больше не говорит с ним.

 

 

 

 

3 МЕСЯЦА

 

С 3 месяцев ребенок может поднимать голову, лежа на спине, и уже удерживать ее. Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, он достаточно хорошо держит голову и туловище.

.

Лежа на спине, подносит ручки ко рту. Смотрит на свою руку. Если какой-то предмет касается ладони или пальцев, — малыш захватывает его. Смотрит на предмет, который лежит в руке. Во время кормления малыш начинает придерживать своими руками бутылочку или грудь матери.

.

Улыбается, увидев что-то знакомое. Рассматривает предметы в комнате. Прислушивается к музыке. Различает голоса близких людей, выделяя голос матери. Услышав голос, ребенок начинает глазами искать источник звука. Поддерживает зрительный контакт с говорящим. Следит за перемещающимися во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см.

.

Начинает гулить и агукать при положительном эмоциональном состоянии в одиночестве, а не только в ответ на заигрывание взрослого. К 4-му месяцу появляются слоги «ба», «ма».  Далее все появляющиеся слоги будут произноситься повторно «ба-ба-ба» и т.д.

.

Постепенно ребенок начинает поворачиваться со спины на бок. Если он не делает это самостоятельно, поиграйте и помогите ему. Показывайте малышу яркие предметы или звучащие игрушки немного в стороне, но в пределах края зрения ребенка. Ребенок повернет голову, а вслед за головой развернет сначала плечи, а затем и туловище. Некоторые дети могут перекатываться и с живота на спину.

.

Продолжайте использовать специальный турничок с игрушками, прикрепляемое к кроватке или манежу. Ребенок уже по иному начинает использовать игрушки — с 3 месяцев он переходит к их захвату. Расстояние до игрушки – вытянутые руки ребенка или ниже. Игрушки должны быть хорошо зафиксированы и почти неподвижны. Если они подвижны, то должны быть хотя бы удобны для захвата, поэтому лучше подвешивать кольца, колокольчики и т. д.  В 3 месяца ребенок уже сознательно бьет ручками по висящим игрушкам. Если игрушки подвешены на разных уровнях, то ребенок сознательно бьет по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху.

.

Приобретите специальный развивающий коврик с неровностями и пришитыми к нему предметами для их захвата и ощупывания ребенком, лежащим на животе.

В первые месяцы жизни полезно подносить малыша к зеркалу. Трехмесячный ребенок с удовольствием рассматривает себя в зеркале и улыбается своему отражению. Он узнает себя, значит у него есть образ себя. Это может служить знаком его благополучного личностного развития и первым проявлением положительного самоощущения.

К концу 3‑го месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления – позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Когда вы наклоняетесь над лежащим на спине бодрствующим ребенком, он фиксирует взгляд на вашем лице. Вы ласково заговариваете с ним и улыбаетесь. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и произнесет несколько коротких звуков.

Некоторые дети уже по достижении 3 месяцев начинают различать интонации голоса и по‑разному на них реагировать. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. В случае упрека, раздраженного голоса появляется отрицательная реакция.

.

Вступая в эмоциональный контакт, используйте такие действия, которые выражают любовь к малышу и легко им воспринимаются:.

1. Физическое соприкосновение. Обычно ребенку доставляет удовольствие, когда его поглаживают, похлопывают по плечику, перебирают пальчики, совершают движения его ручками и ножками типа пассивной физкультуры. Малыш будет смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним: заигрывание, щекотание шеи или груди и т. д.

2. Разговор с ласковой интонацией, воспроизведение звуков из репертуара младенца. Обязательно выслушивайте ответ ребенка и вновь обращайтесь к нему, продолжая общение. Малыш хоть и не понимает пока содержания слов, но с удовольствием будет прислушиваться к интонациям, радоваться вниманию взрослого.

3. Улыбка. Все действия с малышом сопровождайте приветливой улыбкой, она особенно важна в ответ на инициативную улыбку ребенка. Когда малыш особенно развеселится, смейтесь вместе с ним. Ваш ребенок окажется для вас неиссякаемым источником удовольствия и радости жизни.

4. Взгляд. Не забывайте смотреть в глаза малышу, стремитесь как можно дольше продлить контакт взглядов.

.

Брать ли малыша на руки, когда он кричит?

Многочисленные исследования показали, что те малыши, матери которых не позволяли им долго кричать в первые три месяца жизни, брали на руки и успокаивали, значительно меньше кричали в последующие месяцы.

.

Малышу необходима уверенность в вашей поддержке,

в вашей готовности помочь и утешить.

 .

 

Кроме того, с вашей чувствительностью к нуждам малыша и быстрой реакцией на его крик связано еще одно очень важное, относящееся к личности ребенка чувство собственной эффективности, способности активно воздействовать на события внешнего мира и добиваться успеха.

Поэтому, если вы хотите, чтобы малыш чувствовал себя уверенным при освоении окружающего, занимал активную позицию по отношению к миру, умел добиваться успеха, дайте ему почувствовать свою эффективность во взаимоотношениях с вами в первые месяцы жизни.

.

По поведению младенца всегда можно определить, как к нему относятся взрослые. Если подойти к кроватке бодрствующего трехмесячного малыша, он сразу устремит взгляд на взрослого, задвигает ручками и ножками, улыбнется и загудит. Чем дольше вы не ответите ему, тем активнее он будет проявлять комплекс оживления и лишь спустя минуту замрет, недовольно сведет бровки и отвернется. Значит, малыш ожидает общения, инициирует его и проявляет недовольство безразличием взрослого. У такого младенца общение сформировано. Если же младенец только смотрит на вас, не проявляя инициативы, безразлично отворачивается или смотрит на что-либо другое, значит, с ним мало общаются, он этого не умеет.

.

Ребенок еще не может выразить свои нужды и потребности. Плач - единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чём-то просит, и оставить его просьбу без ответа – значит лишить его с самого начала общения. А общение ребёнка с матерью очень важно для его умственного развития.

 

 

 

4 МЕСЯЦА

 

В 4 месяца малыш уже выше поднимает голову, опираясь на предплечья. Лежа на спине, начинает самостоятельно поднимать голову, отрывая затылок от подушки или другой поверхности и прижимая подбородок к груди и сводит руки вместе.

В положении на спине самостоятельно переворачивается со спины на бок. Чаще всего — непроизвольно, например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от тела.

Лежит на животе, опираясь больше на одну руку; уверенно держит голову и смотрит вперед и в стороны перед собой.

.

Поворот с живота на спину у ребенка не вызовет затруднения, если вы часто выкладывали малыша на живот и он хорошо освоил это положение тела. Ну, а если же в течение 4‑го месяца жизни ребенок не способен поворачиваться самостоятельно, — потренируйте его поворот вправо на живот из положения на спине. Для этого вложите в его правую ладонь свой палец. Когда ребенок его крепко схватит, помогите ему повернуться с живота на спину, осуществляя поддержку за левую руку.

.

При подтягивании за руки из положения лежа на спине в положение сидя малыш начинает пытаться садиться. Он приподнимает голову впеpед и пытается подтянуться к рукам взрослого, активно сгибая ручки. Такая поза еще неустойчива, хотя малыш уверенно удерживает голову. Ближе к возрасту 5 месяцев он сможет дольше находиться в положении сидя при небольшой поддержке взрослого.

.

Внимание! В связи с недостаточной зрелостью позвоночника не надо тренировать в этом возрасте функцию сидения. То же самое можно сказать и о функции стояния и ходьбе. Нецелесообразно тренировать их до того, как ребенок начнет сам вставать, держась за предметы.

 .

Малыш предпочитает объемные игрушки. Тянет руки к понравившемуся предмету. При этом водят глазами от руки к предмету и обратно.

.

К этому возрасту завершается формирование аппарата зрения. В четырехмесячном возрасте младенцы различают и классифицируют цве­та так же, как это делают взрослые. Поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый. Купите ребенку резиновую кошечку, лошадку, собачку или другие фигурки, погремушки, пищалки.

.

Выделяет любимую музыку.

.

На музыку реагирует по‑разному. Ритмичная музыка вызывает радость, улыбку, движения рук, ног и туловища. Может «подпевать» поющему родителя. При звуках колыбельной — успокаивается, слушает поющего. Слушает говорящего и реагирует на прекращение.

Прислушивается к звукам погремушки (трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет). Прислушивается и к посторонним звукам в течение 2-3 секунд, затем поворачивает голову, ищет газами источник звука и рассматривает его.

.

Он уже умеет сводить ладошки вместе, играет своими пальчиками, рассматривая их.

Во вpемя коpмления ребенок придерживает бутылочку или грудь матери руками. Если вы поднесете ложку с питьем, то он откроет рот и может попить из ложки.

Во время бодрствования 4-х-месячный ребенок становится очень активным – часто и легко оживляется в ответ на посторонние раздражители.

.

С 4-5 месяцев возникает различение «своих» и «чужих». «Свои» вызывают ярко выраженную реакцию эмоционального оживления, «чужие» вызывают обратную реакцию – торможение. Он обычно первым идет на контакт с родными и близкими: как только увидит входящего, начинает гулить и лепетать и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Большая часть детей в этом возрасте хорошо различают интонацию голоса и по‑разному реагируют. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется.

.

Если же вы недовольны ребенком и разговариваете с ним строгим, сердитым голосом, то он перестает улыбаться, замирает, проявляет беспокойство, складывает губки, хмурит брови, подбородочек его начинает предательски подрагивать, а потом малыш разражается безутешным плачем.

.

Когда малыш выспавшийся, сытый и сухой, он с удовольствием гулит в одиночестве, получая удовольствие от повторения одного и того же звука.  Он начинает произносить звуки под контролем слуха. Важным становится создание «диалога» ребенка со взрослым: повторяйте за ним его звуки или слоги, он при этом замолкает и прислушивается к вам, а затем начинает гулить активнее и громче.

.

Вы можете ускорять и замедлять темп речи и громкость голоса.  Постепенно ребенок в своем гулении начинает подражать вашим звукам и их интонации. Во время такого разговора необходимо, чтобы ребенок видел ваше лицо, всматривался в вашу мимику во время произнесения звуков и пытался воспроизводить не только звуки, но и ваше выражение лица и мимические движения.

.

Постоянно разговаривайте с ребенком, когда вы находитесь рядом с ним. Любые свои действия сопровождайте словами. Когда кормите, говорите: «Открой ротик»; когда одеваете – «Давай ручку»; когда играете – «Возьми мишку», и т. д. Называйте ребенка по имени, а не «малыш», «детка» и т. д. И еще: не сюсюкайте произнесение слов. Учите ребенка правильно говорить слова!

.

Когда кормите малыша, предложите ему сначала попробовать еду, смотрите на его реакцию. Следующую порцию предлагайте после того, как он проглотил первую и сам открыл ротик. Во время кормления лучше всего держать его на руках, даже если вы кормите его из бутылочки.

.

Когда переодеваете ребенка,  не всовывайте насильно его ручку в рукав.  Лучше выберите момент, когда она сама примет такое положение, чтобы это было удобнее сделать.

 

 

 

5 МЕСЯЦЕВ

5-месячный ребенок начинает демонстрировать родителям свои умения: он умеет переворачиваться со спины на живот, с живота на спину; в положении на спине он поднимает одну ногу в вертикальную позицию и захватывает ее рукой, рассматривает её. А в положении на животе уже опирается не только на предплечья, но и на ладони выпрямленных рук, поднимая при этом корпус. Такая поза еще и помогает ему внимательнее разглядеть окружающий мир.

.

Малыш с интересом рассматривает все, что видит вокруг: рассматривает предметы и людей, в том числе при нахождении на улице.

Он уже умеет сидеть (правда, с поддержкой под спину), при этом прямо держа голову.

.

Но ВНИМАНИЕ! — если вы начнете высаживать ребенка для того, чтобы он сидел сам или с помощью каких‑либо приспособлений, то у него может развиться искривление позвоночника.

Ни в коем случае не держите ребенка долго в сидячем положении,

пока он не начнет садиться самостоятельно.

.

Малыш уже хорошо опирается на стопы в вертикальном положении. Даже переступает ногами и пританцовывает. Он сам держит свой вес. Вы поддерживаете его, чтобы он не упал, потеряв равновесие.

.

Однако, ВНИМАНИЕ! — сразу после подобных проб верните малыша в положение лежа. Долго держать его в положении стоя нежелательно.

.

Ребенок достаточно хорошо управляет движениями рук. Он может взять игрушку (главное, чтобы игрушка была удобна для захвата пальцами). Лучше использовать погремушку с ручкой длиной 10–15 см. (предпочтительны грушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов). Кроме этого, ребенок может перекладывать взятую игрушку из одной руки в другую. Если хочет взять вторую игрушку, то первую выпускает из рук, так как держать два предмета ему пока очень сложно.

.

Так как ребенок уже научился длительно лежать на животе, подвешивать игрушки над кроватью ребенка уже не требуется. Их надо класть на расстоянии вытянутых рук перед лежащим на животе ребенком. Располагать игрушки следует в разных местах кроватки или манежа, чтобы побудить малыша к активности и передвижению – к переворачиванию, ползанию.

.

В 5 месяцев малыш внимательно знакомится с предметами, исследует форму, цвет, звук (поэтому игрушки должны быть различными по этим критериям). Игрушки должны звучать, даже мигать различными цветами. Хороши резиновые и мягкие пластиковые игрушки: в форме животных, например. Будет замечательно, если игрушки будут издавать какие-то звуки. Купите ребенку кубики, удобные для его ладони. Прежде чем сунуть погремушку в рот, ребенок в течение 1–2 минут трясет ее, вертит, подносит к лицу, подробно изучает и лишь затем тянет в рот.

.

ВНИМАНИЕ! — игрушек не должно быть много, так как обилие впечатлений от игрушек ведет к переутомлению, излишнему возбуждению ребенка.

.

Выбирайте игрушки, которые ваш ребенок мог бы сосать, бросать и бить без всякого для себя риска.

.

Малыш начинает различать знакомых и людей как по внешнему виду, так и по голосу. Он четко отличает мать не только по внешнему виду, но и по голосу. Когда слышит ее голос — ищет взглядом. И если не может быстро ее найти взглядом — начинает беспокоиться. Когда мать выходит из комнаты, ребенок продолжает пристально смотреть на то место, где она только что находилась. Если мать входит обратно, он следит за ее движениями, может прореагировать комплексом оживления (радостными звуками и движениями). В меньшей степени реагирует на других близких. На голос малознакомого человека может не обращать внимания.

.

К неизвестному ему взрослому малыш сначала присматривается, а может нахмуриться и заплакать. А может и отреагировать положительно, если же он в хорошем настроении и не устал. По характеру реакции ребенка на взрослого можно делать первые выводы о формирующемся характере – общительный или замкнутый.

.

В этом возрасте у ребенка чувства удовлетворения или недовольства связаны, в основном, с физическим комфортом или неприятными ощущениями. Постепенно эмоции становятся связанными с общением: ребенок раздражается, когда не может получить того, чего хочет.

.

Будьте готовы к тому, что ребенок начнет общаться с вами с помощью жестов. Когда он видит, что вы собираетесь взять его на руки — он тянет к вам свои ручки. С 5-6 месяцев, он может дергать вас за одежду, чтобы обратить на себя внимание.

.

Обязательно разговаривайте с малышом, комментируйте свои действия, называйте предметы, вещи. Пробуйте описывать эмоциональное состояние ребенка: «Ты плачешь. Наверно, ты хочешь пить? Давай поищем, где твоя бутылочка». Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь. Обсуждайте с ребенком его возможные желания, действия и намерения (например, «Ты наверное, хочешь, чтобы я взяла тебя на руки»). Разговор с ребенком необходим для его полноценного развития. Даже если он еще не понимает значения слов, ваша речь развивает его слух, способствует эмоциональному контакту.

.

Ребенок уже произносит согласные звуки «п», «б», «м», «т», «д», «л», связывая эти согласные с гласными «ба, га, да, ма, ам, та». Таким образом, появляются элементы лепета

(лепет – это сочетание согласных и гласных в виде слогов).

Случайно произносит два слога подряд, но с одним согласным «а‑ма» или «а‑ба», «а‑на», «а‑да» и др. Может произнести «ма‑ма», «папа», «на‑на». В этом возрасте еще почти никогда не произносит слоги по одному, например «ма», а только «ма‑ма» или «ма‑ма‑ма‑ма». В произнесении малыша появляются мягкие согласные «я» и «и», из твердых согласных «а», «э», «ы».

 

 

 

6 МЕСЯЦЕВ

 

Малыш также свободно крутится во все стороны, легко переворачивается со спины на живот и с живота на спину. Поэтому нельзя оставлять без внимания ребенка, лежащего на пеленальном столе, на диване.

.

В положении на спине ребенок хватает руками стопы своих ножек, играет ими, тянет себе в рот. Из положения лежа на животе высоко приподнимает верхнюю часть своего тела, опираясь при этом не на обе руки, а на одну. Подтягивается на руках к лежащей перед ним игрушке.

.

В положении стоя при поддержке взрослым под мышки малыш крепко опирается на выпрямленные ножки. Он уже может сидеть самостоятельно с выпрямленной спиной. Однако не высаживайте ребенка регулярно. Тем более не усаживайте его в мягкие подушки. Это может способствовать развитию искривления позвоночника.

.

Если вы поставите ребенка на ноги, он будет стоять, опираясь на опору. Может переносить вес тела с ноги на ногу. Но ВНИМАНИЕ! стимулировать таким образом функцию хождения не рекомендуется. Нельзя специально ставить ребенка, а тем более использовать ходунки – опорно‑двигательный аппарат к ходьбе еще не готов.

.

Он хорошо ест с ложки, снимая губами понемногу пищу, а не ссасывая ее, как раньше. Делает несколько глотков из чашки, которую взрослый подносит к губам ребенка. Тянется к мелким предметам, которые появляются в поле его зрения (в том числе к хлебным крошкам, пылинкам).

.

Свободно берет игрушку из рук взрослого. Причем, берет игрушку не двумя руками, как раньше, а одной. Он уже может самостоятельно заниматься игрушками до 30-40 минут, не требуя вашего внимания. Ребенок крепко удерживает игрушку, размахивает, стучит ею о стол. Может перекладывать ее из одной руки в другую, может держать по игрушке в каждой руке.

.

Продолжает изучать игрушки (рассматривает, прислушивается к издаваемым звукам, пробует на вкус). Любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами.

Какие игрушки покупать?

.

С 6 месяцев для ребенка можно купить игрушку с кнопками, рычажками, клавишами, крутящимися дисками и ручками. Для ванные подойдут рыбки, утки, чашки, ведерки. С 6 месяцев прорезаются первые зубы, поэтому купите специальные кольца для жевания.

.

Рекомендация

В конце первого полугодия жизни младенца происходит важное событие: впервые ребенок получает возможность самостоятельно без участия взрослого осуществить свое намерение — достать и потрогать заинтересовавший его предмет, взять в руки, попробовать на вкус, помахать им. С этого момента интерес к окружающему бурно нарастает, малыша охватывает неудержимое желание доставать, трогать, действовать с любыми находящимися поблизости вещами. Эти новые возможности ребенка доставляют родителям много хлопот. Ведь малышу часто особенно интересны не только дорогие и хрупкие предметы, но и представляющие для него опасность (острые, колющие, режущие). Объяснить ребенку опасность этих предметов пока сложно, поэтому самое лучшее, что могут сделать взрослые – убрать их подальше.

 .

Малыш четко различает мать, отца и других близких людей друг от друга. «Чужого» человека чаще всего настороженно разглядывает, хмурится, может заплакать.

Ребенок шестого месяца жизни начинает лепетать. Взрослый, общаясь с малышом, повторяет за ним услышанные звуки. Малыш в ответ снова лепечет. Ребенок должен слышать и взрослого, и себя, а для этого необходима тишина. А говорить взрослому следует спокойно, коротки­ми фразами, чередующимися с паузами, которые необходимы для ответного лепета ребенка.

.

Ребенок приближается к пониманию смысла ваших слов. Поэтому в разговоре с ним не только комментируйте свои действия, но и описывайте словами его эмоциональное состояние, а главное – называйте его же действия и намерения: «Я вижу, ты хочешь, чтобы я …» и т.д.

.

Малыш уже начинает использовать жесты. Например, тянет руки ко взрослому, когда хочет, чтобы его взяли на руки.

.

В первом полугодии жизни эмоциональное общение является

ведущей деятельностью. 

.

.

Больше общайтесь с ребенком, потому что именно в рамках общения малыша со взрослыми создаются наиболее благоприятные условия для развития всех видов деятельности и сторон его психики. Психическое развитие ребенка, испытывающего дефицит общения, задерживается и отклоняется от нормы.

 

 

 

7 МЕСЯЦЕВ

В возрасте 7 месяцев большинство детей самостоятельно сидят не менее 30 секунд, могут немного поворачиваться в стороны в положении сидя, а также наклоняться вперед и в стороны.

.

При поддержке взрослым под мышки, малыш может пока неуверенно переступать ногами. В процессе ходьбы — приседать. Если поставить на ноги, то он стоит, держась руками за мебель или за поручень манежа, становится на колени.

.

В этом возрасте ребенок хорошо ползает (чаще всего на животе, а не на четвереньках). Для развития движений ему нужно «пространство».

.

ВНИМАНИЕ! Это пространство должно быть безопасно! Уберите все бьющееся, хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т.д).

Например, он может стянуть скатерть со стола, и на него может упасть что‑то тяжелое. Осмотрите все помещения, куда может доползти ребенок, и предусмотрите все возможные неприятности.

.

Ползающему малышу можно время от времени создавать небольшую «полосу препятствий». Вы можете положить на пол диванные подушки, скатанные валиком одеяла или что‑то подобное. Пусть он учится заползать на них и сползать обратно, переползать через них, пусть соображает, как миновать препятствие.

.

Ребенок  хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый. Может быстро выпить до 50‑100 мл жидкости. Если вы вовремя приучили его есть с ложки и пить из чашки, он будет быстрее и лучше говорить, так как у него хорошо развивается артикуляция.

.

Малыш лепечет, в лепете развиваются интонации, с помощью которых он уже выражает свои эмоции. Слоги не просто механически повторяются, а повторяются сердито или ласково, требовательно или спокойно и т. д.

На знакомый голос матери ребенок сразу же поворачивается, даже если находится на противоположной стороне комнаты.

.

В возрасте 7–8 месяцев он уже умеет правильно взять игрушку (противопоставляет большой палец остальным четырем).  Может заниматься игрушками долго и разнообразно, действуя ими в зависимости от их свойств: стучит игрушкой по окружающим предметам и поверхностям, размахивает ею, кидает. В этот период многие мамы говорят, что их дети «вредничают» — выбрасывают игрушку из кроватки вновь и вновь после того, как мама в очередной раз поднимет ее. На самом деле происходит очень важный процесс в развитии малыша. Он бросает игрушку и смотрит куда она полетит и какой звук издаст. Почему это игрушка все время летит вниз, а не вверх или в сторону? А еще и звук издает!

.

Какие игрушки покупать?

.

7-месячному ребенку необходимы более сложные игрушки: ведерки с совками, миски, бидончик или кастрюлька с удобной крышкой для открывания и закрывания, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания, чтобы у него была возможность осваивать новые навыки: вкладывать и выкладывать из ведерка предметы, открывать и закрывать крышкой миску.

Полезны для развития и мягкие игрушки с звуковыми вставками, игрушки с кнопками, рычажками. Его начинают интересовать выступающие части предметов. Купите мячи и шары разной величины для катания.

.

Если ребенок не проявляет инициативы по изучению новой игрушки  — выполните игровое действие с игрушкой его рукой. Покажите ему, что можно делать с игрушкой: извлекать звуки из пищащей резиновой игрушки, нажимая на нее, трясти колокольчик, снимать крышку с кастрюльки и стучать, греметь ею, опрокидывать миску с шарами, нажимать на кнопки, дергать за рычажки и т. д. В процессе нескольких повторений ребенок начинает действовать сам.

.

Малыши в этом возрасте любят комкать, мять и рвать бумагу. Только следите, чтобы он не наелся бумаги.

.

Пробуйте играть с ним в прятки. Можно спрятаться под большим платком, а затем появиться снова. Прятки сопровождаются словами матери: «Где мама? Нет мамы. Вот мама!» Ребенок облегченно смеется, когда мать «нашлась».

Можно подобным образом действовать и с предметами: на глазах ребенка частично спрячьте игрушку под покрывало.Малыш быстро находит ее. Через некоторое время он начинает находить и вытаскивать игрушку, которую вы спрятали полностью под покрывало на его глазах.

.

ВНИМАНИЕ! Играть с малышом можно только тогда, когда он находится

в хорошем настроении.

.

Не стоит играть с ним, когда он утомлен или не расположен к этому.

.

Ваш малыш умеет находить взглядом называемый вами предмет (предмет должен быть ему хорошо знаком и постоянно находится на одном и том же месте). Знакомьте его с окружающими предметами, обозначая их словами.

.

Ребенок уже активно использует жесты – тянет к вам свои руки, когда хочет, чтобы вы его взяли на руки, просится на руки. Ваше активное общение с ним будет укреплять эмоциональный контакт, активизировать его действия.  Чтобы малыш научился понимать смысл слов – используйте жесты и интонацию. Например, протягивая к нему руки, говорите: «Иди, иди ко мне».

.

Когда ребенок пытается сделать что‑то опасное или вредное, то строго говорите: «Нет, нельзя», – сопровождая это жестом (отрицательное качание головой).  С этого времени реально начинается настоящее воспитание ребенка. И начинается оно с понимания ваших слов, жестов и действий, означающих запрет.

 

8 МЕСЯЦЕВ

 

Половина детей в этом возрасте самостоятельно садятся, но не всегда может обратно лечь. Сидит уверенно, без опоры руками, поворачивает туловище в стороны, чтобы брать игрушки, может обернуться и посмотреть назад. Из положения лежа или сидя встает на колени. Начинает вставать во весь рост, выпрямляя колени, держась за предметы мебели, умеет переносить вес тела с ноги на ногу. Начинает перемещаться шагами вбок вдоль мебели.

.

Если ребенок мало передвигается в вертикальном положении, то вместо этого он хорошо осваивает функцию ползания, а затем передвижения на четвереньках. Для этого ему нужно пространство. Огородите место на полу, где должны быть крупные предметы и другие точки опоры, держась за которые ребенок может самостоятельно вставать и передвигаться. Постарайтесь сделать окружающее ребенка пространство не только безопасным, но и интересным. Расставьте пару корзинок с игрушками или с безопасными бытовыми предметами (баночки, кастрюльки, коробочки и т. д.)..

.

Появляется интерес к игрушкам, которые разбираются или каким‑либо образом вставляются одна в другую. Ребенок начинает понимать, что такое емкость, и приходит в восторг, открывая для себя что‑то новое: горшочки с землей, собачьи миски с водой, мамин рот, в котором видны зубы, мамину сумочку с множеством необычных вещей. Начинает доставать отдельные предметы из различных емкостей (коробок, сумок, горшков, корзинок и т. д.). Открывает дверцы шкафчиков и интересуется их содержимым.

.

Ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно ему нравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку взрослому, затем протягивает руку, чтобы получить ее обратно. Малыш находит погремушку, спрятанную в маминой ладони, берет ее и снова отдает маме, чтобы продолжить игру.

.

По такому же принципу малыш пробует играть и с мячиком. Он возвращает вам мяч, который вы бросили ему через комнату, и ждет, когда вы его бросите снова.

Если он еще не проявляет заинтересованности к такой игре, надо научить его. Толкайте мяч ребенку, при этом словами и жестами поощряйте его тоже толкнуть мяч, делать подобные движения в направлении к вам. Обязательно называйте свои действия: «Смотри, покатили мяч, опять покатили…» Еще лучше, если в игре примут участие оба родителя: ребенок толкает мячик матери, мать – отцу, а отец снова толкает мяч к ребенку.

.

В 8–9 месяце жизни ребенок хорошо понимает жесты. Иногда бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы остановить какое-то нежелательное действие. Сам он тоже довольно активно использует жесты для общения.

.

Малыш чутко реагирует на тон, которым произносятся слова. Не понимая полностью их значения, он хорошо чувствует оттенки вашего настроения: довольны вы или встревожены, сердитесь или спокойны.

.

В этом возрасте он может выполнять движения по вашей просьбе (например «ладушки», «до свидания», «дай ручку» и т. д.). Обучать ребенка подобным действиям полезно и важно для полноценного развития.  Веселее и эффективнее обучать движениям по просьбе или команде в виде игры. Сообщите ребенку, что сейчас будете играть в «ладушки». Возьмите его ручки, хлопайте ими в ладоши и пойте песенку: «Ладушки, ладушки, где были? ….» или «Полетели, полетели и на голову сели». При этом ручки ребенка «летят и садятся ему на голову» сначала, естественно, с вашей помощью. Игра должна вызывать радость и восхищение ребенка. Тогда он сам постепенно начнет хлопать в ладоши и опускать руки на голову, пока вы поете эту песенку.

.

Продолжайте активно разговаривать с ребенком. На прогулке показывайте ему кошку, собаку, машины, правильно называйте их и рассказывайте, кто как «говорит» и шумит. Те же объекты можно показать и на картинке в книжке. Когда вы даете ребенку игрушки, то называйте их правильно: «Возьми собачку, возьми машинку».

Если вы спросите у малыша «Где мама?», «Где папа?», — он переведет взгляд с одного родителя на другого. Начинает узнавать и различать близких людей на фотографии.

.

Ребенок в этом возрасте сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает, грызет или кусает его. Периодически давайте ему самостоятельно откусывать от хлеба во время кормления. Малыш начинает сам придерживать руками чашку, из которой его поит взрослый.

.

Он громко и четко произносит слоги, активно и самостоятельно повторяя один и тот же слог, например «ма‑ма» или «ба‑ба». Таким образом, много лепечет, как бы нанизывая слоги один на другой. Лепет напоминает своего рода песню.

К описанным ранее звукам добавляются звукосочетания: «те‑те‑те», «та‑та‑та», «тла, дла». Чаще употребляется гласный звук «и». Возникает «о» как самостоятельный звук.

.

ВАЖНО! У ребенка этого возраста проявляется «тревога восьмимесячных».

Она отмечается у малышей на  появление в поле зрения любого незнакомого лица.

В это время у них происходит дифференциация проявлений страха, удивления, любопытства, гнева.

.

В этот ключевой период очень важны детско-материнские отношения: чем позитивнее эмоциональная связь с ребенком матери, тем менее сильны негативные эмоции. Успешная ранняя коммуникация  мамы и ребенка становится условием для появления нормального способа обращения с эмоциями в зрелости.

.

В 8 месяцев ребёнок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до отчаяния, — это он входит в стадию самоутверждения.

.

В этом возрасте ребёнок уже может удержать карандаш. Дайте ему цветные карандаши. Он, конечно, сразу же начнёт рисовать где попало. Если вы дадите ему лист бумаги, он прочертит несколько кривых линий и, скорее всего, порвёт бумагу. Для вас это просто каракули, а для него — самовыражение.

.

Однако многие родители невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они навязывают ему свои представления: «Держи карандаш вот так!» «Рисуй круг вот так», «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на пол», «Не пиши на столе». Не слишком ли много запретов на одного маленького ребёнка?

.

Всё, что ребёнок делает руками, – рисует, разбрасывает игрушки, рвёт бумагу – развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребёнку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то всё равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей.

.

Важно разумно направлять поступки ребёнка, поскольку

от этого зависит его будущая способность к творчеству.

 

 

9 МЕСЯЦЕВ

 

К 9 месяцам малыш уверенно садится, может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится. Ходит, придерживаясь одной рукой за предметы мебели. Идет вполоборота приставным или чередующимся шагом.

.

Уверенно ходит при поддержке взрослого за обе руки.

Некоторые дети не спешат переходить в вертикальное положение. Они хорошо ползают, подтягиваясь вперед руками, осваивают передвижение на четвереньках, но пока еще не могут отрывать от пола живот.

.

В этом возрасте дети начинают выполнять более тонкие движения. Они начинают брать маленькие предметы большим и указательным пальцами – захват «пинцетом», рвут бумагу на более мелкие клочки, самостоятельно снимать крышки с коробочек разнообразной формы, кладет в коробки предметы, затем снова их вынимает, может проковырять дырочку в стенке картонной коробки, держа в каждой руке по кубику, —  постукивает ими друг о друга. Малышу остаются интересными и игрушки с подвижными деталями, например с колесами или рычажками.

.

Какие игрушки покупать?

.

Кубики, крупные пирамидки на 4 кольца и различные геометрические фигуры, а также корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских действий для развития координации тонких движений. Купите надувной шар (малышу будет интересно наблюдать за траекторией полета шара).

Не стоит покупать куклы, машины и т.д. Он пока не сможет выстроить сюжет («кукла одевается», «мишка купается»). Эти игрушки будут интересны ему позже, когда он освоит действия с предметами.

.

Важно! Не спешите давать ребенку дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать. Малыш будет разбирать на части все, что можно

(и нельзя) разобрать, потому что именно так он познает формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве.

.

Только не вываливайте около ребенка все его игрушки! Дайте ему те, действиям с которыми вы его уже обучили.

.

Обращайте внимание на состояние ребенка во время игры. Малыша будут отвлекать от игры и утомлять шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет, духота в помещении. В тихой спокойной обстановке он будет слышать речь взрослых, самого себя.

Если вы обучали ребенка махать ручкой уходящему или подавать руку входящему, то он уже освоил заученные движения. Он уже понимает значение ваших слов, сопровождающих эти движения. Теперь вам достаточно  словесного выражения вашей просьбы.

Ребенок в этом возрасте по вашей просьбе может, например, дать вам ложку (помогите ему жестом, протяните к ложке руку). Таким образом вы развиваете речь малыша и совершенствуете общение с использованием жестов.

На вопрос «Где?» (например, где мишка?) малыш может найти нужный предмет. Причем, будет искать уже не в том конкретном месте, где он обычно находился, а сможет найти его среди игрушек.

.

Ребенок начинает понимать, что такое запрет («нельзя»). Он останавливается на секунду, но затем снова может вернуться к своему занятию. Когда вы что-то запрещаете, подтверждайте мимикой (хмурое выражение лица) и жестами (по качайте головой, погрозите указательным пальцем).

.

Важно! Запреты должны быть одинаковыми у всех членов семьи. Согласуйте между собой, когда говорить «Нельзя!» и когда «Можно!».

.

Малыш любит рассматривать фотографии и находить знакомые лица. Если он видит фотографию матери, то радостно смеется и трогает ее. Он уже хорошо знает свое имя, быстро реагирует на него.

.

Если вы уже обучали ребенка какие звуки произносят животные, то можете, гуляя на улице, спросить как гавкает собачка (указывайте на собаку). Он может сразу не ответить, подскажите ему, затем снова переспросите.  Рассматривая книги, малыш будет их узнавать. Он будет тыкать пальцем на знакомое животное и произносить звуки, которые издает то или иное животное.

.

В этом возрасте ребенок должен уметь повторять за вами известные ему слоги. Занимайтесь с ним, если он испытывает трудности, потренируйте его. Для этого сядьте напротив ребенка, эмоционально обращайтесь к нему по имени. Четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые ребенок ранее сам произносил. Ребенок будет подражать отдельным звукам и общей интонации вашей речи.

Некоторые дети могут повторять за взрослым и новые, ранее не произносимые им слоги. При этом ребенок, слушая взрослого, внимательно следит за движениями его губ.

.

Первыми словами ребенка скорее всего будут те,  которые чаще использует мама (возможно и те, которыми она сопровождает привычные действия).

Сами слова появляются в 10-12 месяцев. Но перед ранним появлением первых слов у детей нередко отмечается недолгий период относительного молчания – ребенок лепечет меньше и менее разнообразно, однако этот лепет все больше напоминает слова.

.

Начиная с девяти месяцев у детей наблюдается так называемый феномен социальной ссылки, когда  ребенок использует эмоциональную реакцию родителя для оценки и понимания событий. В ситуации неопределенности (подошел незнакомый человек, сложная механическая игрушка и т.д.) он смотрит на выражение лица взрослого, на реакцию взрослого.

.

Важно! Старайтесь контролировать свои эмоции, когда ребенок, например, упал. Не охайте, ни ахайте и не причитайте. Все дети падают. Пугаетесь сами? Тогда подстраховывате. В противном случае вы получите рёву. А еще и будете пугать постоянно малыша своими вскриками.

.

Не кричите, если вдруг заметили паука, мышь, таракана и т.д. Ребенку они не страшны, а вы научите его бояться их.

 

 

10 МЕСЯЦЕВ

 

Ваш малыш начинает ходить, держась только одной рукой за вашу руку. Он начинает стоять без поддержки, не держась за мебель, пока еще пошатываясь; умеет залезть на низкий диван, кресло, кровать; сидя, наклоняется во все стороны, вертится.

.

Однако, некоторые дети пока не спешат переходить в вертикальное положение. Они хорошо передвигаются на четвереньках с выпрямленными руками. Живот малыша, в отличии от предыдущих месяцев, уже не прикасается к поверхности пола.

.

Ребенок умеет пить из чашки, удерживая ее с помощью взрослого. Он помогает маме, когда она одевает его: на просьбы «дай ножку» — поднимает ее и т.д.

.

В этом возрасте ребенок охотно играет с машинками, катает их; звонит колокольчиком, снимает кольца с пирамиды, вынимает один предмет из другого, некоторые предметы использует как инструмент, — стучит одной игрушкой о другую. Многие дети в 10,5 месяцев могут накрывать баночку крышкой.

.

По просьбе взрослого малыш может «найти» игрушку, которую вы спрятали у него на глазах.

Он любит вытаскивать предметы из каких-то емкостей (коробки, сумки и т.д.), но не всегда охотно складывает их обратно. Пробуйте уже в этом возрасте обучать его этому. Только нужно организовать складывание игрушек не как работу, а как игру (сопровождайте собирание игрушек рассказом, стишками или укладывайте их особым способом и т.д.). В дальнейшем поощряйте малыша, чтобы он после игры всегда сам собирал свои игрушки в коробку.

.

Какие игрушки покупать?

.

Кроме пирамидок, кубиков, матрешек, желательно покупать сюжетные игрушки – куклы, собачки, мишки, машинки. Поиграйте вместе с малышом, покажите ему как можно с ними играть (катать машинку, укачивать куклу или водить ее за руку, «покормить» собачку, мишку, куклу и т.д.).Ребенок в этом возрасте уже не изучает игрушки, а сразу использует по назначению (например, не пытается греметь машинкой с колесиками, а начинает ее катать).

.

Малыш уже лучше понимает смысл обращенной к нему речи.  По просьбе «дай» берет и подает хорошо знакомые предметы (однако, он может подать вам предмет, но не отдать его). Каждую новую игрушку, которую покупаете ребенку обязательно правильно называйте.

.

Ребенок повторяет за вами новые слоги. Позанимайтесь с ним: медленно произносите слоги, изменяя их («ба‑ба», затем «бай‑бай», «бах‑бах»). Произнося слоги, говорите и показывайте ребенку что он обозначает.

.

Учите малыша показывать части тела. Спрашивайте «Где у Маши носик?», например. Затем возьмите его пальчик  и дотроньтесь до его носика «Вот носик у Маши». Поищите носик на своем лице и так же дотроньтесь до него польчиком ребенка. Рассмотрите куклу. Покажите где у куклы глазки, ротик, ручки и т.д.

.

Развивайте функции пальцев. Играйте с ними, используя их (например, «Сорока белобока кашу варила, деток кормила. Этому дала…» и т.д.).

Ребенок понимает некоторые ваши жесты («иди ко мне», «до свидания», указательный жест).

.

В 10 месяцев ребенок четко понимает значение слов «нет», «нельзя». Однако лучше не просто запретить, а переключить малыша на что-то другое или предложить замещающий предмет или действие (брать часы со стола – нельзя, но можно дать ему игрушечные; стучать машинкой по экрану телевизора  — нельзя, а по барабану или коробке — можно и т.д.). Не слишком здорово, если ребенок растет в условиях постоянных запретов. Находите то, что ему «можно».

.

Важно! Если один из родителей сказал «нельзя» или «нет», то второй не должен говорить «да». Потому что в условиях противоречивых требований родителей

(или других близких) ребенок дезадаптируется, что в дальнейшем может привести к нежелательным последствиям как для взрослых, так и для самого ребенка.

.

Кроме того, если вы сказали ребенку «нет», то ни в коем случае не поддавайтесь на капризы, слезы и истерики. «Нет» — это решение окончательное и пересмотру не подлежит!

.

Во-первых, вам намного легче в дальнейшем выстраивать общение с ребенком, во-вторых, вы сможете избежать демонстрируемых истерик, что может перерасти в стойкий невроз и нарушения характера (психопатию).  Особо отмечу, что запреты должны быть редкостью. Но уже если вы что-то запретили… Клянчить – бесполезно! И без всяких «слабых звеньев» (договоритесь со своими близкими, чтобы кто-то из них из чувства жалости…).  Авторитет родителя подрывать нельзя!

И не забывайте хвалить ребенка за правильные поступки!

 

 

11 МЕСЯЦЕВ

 

Половина детей в возрасте 11 месяцев ходят, держась за одну руку взрослого. Некоторые из них устойчиво стоят без опоры и даже начинают делать первые шаги без опоры от одного объекта к другому.

.

Малыш может залезть на низкий диван, кресло или кровать и слезть с них. Он может присесть, чтобы взять интересный для него предмет с пола. Но встать самостоятельно, не хватаясь за окружающие предметы он пока не может.

Когда мама одевает ребенка, он уже может помогать ей (например, самостоятельно снять расстегнутую одежду).

.

В этом возрасте можно начинать учить малыша использовать ложку для еды.

.

Ребенок в 11 месяцев начинает различать величину предметов (большое – маленькое), поэтому в этот период необходимо приобрести конструктор с наличием различных геометрических форм разных размеров и цветов. Размер фигур должен быть таким, чтобы ребенок не смог их взять в рот и проглотить. Игры с конструктором будут способствовать формированию навыка вкладывать меньший предмет в больший. Только сначала малышу надо показать КАК это делать, а затем ему достаточно будет словесного указания: «положи».

.

В этот возрасте для развития малыша необходимо приобрести картинки с изображением отдельных предметов, а также кубики с картинками и буквами. Для развлечения ребенка можете купить ему заводные игрушки, в том числе звучащие и плавающие. В его арсенале должны быть игрушечные машинки, сумочки, корзинки, обручи, игрушечная посудка, кроватка и т.д. Только помните, что, давая ребенку новые игрушки, надо обязательно называть их.

.

Именно в этом возрасте у малыша может появиться любимая игрушка (чаще всего это что-то из мягких игрушек)..

Все больше понимает назначение используемых в быту предметов. Совершает действия с предметами домашнего обихода в соответствии с их функциональным значением: «разговаривает» по телефону (игрушечному или настоящему), нажимает кнопки телевизионного пульта.

.

Когда ребенок подрастает, то игрушками становится все. Малыша привлекают все взрослые «игрушки», которыми они пользуются в быту. Он может «разговаривать» по телефону (игрушечному или настоящему), нажимать кнопки пульта от телевизора, в качестве игрушек использовать миски, ложки, мамины расчески, различные коробочки и т.д.  Подобные «игрушки» дают ребенку как много разнообразных тактильных (фактура, форма) и слуховых ощущений.

.

В этом возрасте ребенок понимает как минимум одну‑две простые фразы‑задания: «дай мне», «покажи мне». Он может дать или показать те предметы, названия которых уже знает: «Дай ключи», «Покажи часы»..

Если малышу недостаточно пока только словесной инструкции – позанимайтесь с ним: показывайте пальцем на предмет, обозначая его словом. Он уже не только понимает ваши жесты, но и начинает их использовать сам. Например, в знак возражения или протеста двигает головой из стороны в сторону (жест «нет»), показывает пальцем на ту вещь, которая его интересует или которую он хочет.

.

В этом возрасте дети любят повторять действия, которые забавляют взрослых. Если когда‑то в ответ на определенные действия малыша взрослые смеялись ребенок стремится опять развеселить взрослого.

.

Развивайте речь малыша: разговаривайте с ним больше, старайтесь простыми словами рассказывать малышу обо всем, что считаете достойным его внимания (при этом слова следует произносить четко и понятно, не употребляйте слова-паразиты и просторечия), обращайтесь к нему с просьбами, простыми инструкциями («помаши папе ручкой», «открой ротик», «дай маме игрушку» и т. д.).

.

Начинайте понемногу читать ребенку простые детские стихи.  Покупайте детские книги из плотного картона с красочными картинками, он с удовольствием будет их рассматривать. А, показывая на картинках животных, вы научите его подражать звукам, которые издает то или иное животное.

.

В своей речи малыш использует упрощенные слова, в которых используются ударные слоги знакомых ребенку слов, например: «ка» («каша»), «пу» («капуста»). Эти слова он использует уже вполне целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом или действием. Слова «дай» и «на» обычно появляются чуть позже.

 

 

12 МЕСЯЦЕВ

 

Движения малыша становятся более скоординированными, быст­рыми и уверенными. Он уже лучше ходит, почти бегает. С этого возраста он уверенно взбирается на стулья, столы, лестницы и т.д.

.

Для этого может использовать какие-то под­ставки или подтягивается на руках. Но спу­ститься на пол с высоты стула малыш пока еще не может. Поэтому, ког­да ему надо спуститься вниз, — он зовет кого-либо из взрослых.

.

Родителям следует знать, что в этой ситуации ребенку нельзя отказывать в помощи,

ожидая, пока он спустится сам.

.

Не ждите пока он свалится (дети в этом возрасте еще не понимают опасности) или испугается.

.

К этому возрасту ребенок стремится подражать взрослым в деятельности: пытается принимать участие в убор­ке квартиры (мыть пол, пылесосить), стирать и т.д.

.

Малыш делает попытки самостоятельно есть и одеваться. Он любит складывать и раскладывать вещи в ряд и класть их на место. В этом возрасте раскладывание вещей по их местам приводит его в восторг. Для родителей это реальный шанс научить ребенка класть вещи на место!

.

Из игр ребенку особенно нравится играть посудой, греметь крышка­ми кастрюлек. Если мама показала малышу что-то, что его заинтере­совало (например, как ездит инерционная машинка), то ей придет­ся повторить это действие 6—12 раз.

.

Ребенок более активно начинает выражать эмоции: когда проявляет нетерпение – топает ножкой, а в случае несогласия или возму­щения, — пронзительно кричит. В незнакомой обстановке малыш ведет себя очень осторожно, присматриваясь и прислушиваясь к окружающей обстановке.

 

КРИЗИС 1 ГОДА

 

Кризис 1 года – это уже второй кризис в жизни маленького ребенка. Первый возрастной кризис он прожил в момент рождения.

.

Само слово «кризис» в нашем понимании связано с чем-то негативным, неприятным. Так ведь? Поэтому нам стоит в нескольких словах уточнить само понятие «кризис».

.

«Кризис» в переводе с греческого означает резкий поворотный пункт, изменение. Кризисный период возраста возникает после стабильного периода развития и знаменует собой целостное изменение личности человека. Его накопленные знания и умения требуют изменения деятельности и взаимодействия. То есть, это — переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию. Периоды кризиса закономерны и являются одним из элементов развития человека.

.

Как мы узнаем, что наступил кризис?

На кризис укажут изменения в поведении человека. У годовалого ребенка содержание кризиса первого года жизни связано со следующими моментами.

.

Малыш к 1 году начал ходить. Ходьба становится его основной формой передвижения. Резко повышающаяся собственная активность и стремление к самостоятельности, автономности от взрослого ведет к изменению первичной связи со взрослым, с которым раньше он был неразрывно связан.

.

С расширением пространства, малыш «отделяет» себя от взрослого (теперь уже не мама ведет его, а он ведет маму куда захочет). Он резко протестует против управления собой (куда идти, во что играть, что одевать). Если ему отказывают, ребенок может закатить настоящую истерику (он кричит, бросается на пол, бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д.). Появляется обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослого и на предметы. Для некоторых родителей подобное превращение малыша из спокойного и покладистого – в упрямого, капризного и неуправляемого становится полной неожиданностью.

.

Это — проявление первых актов протеста. Он уже противопоставляет себя другим.
При неправильном поведении родителей или других близких в таких ситуациях, подобные реакции могут проявляться с большей и силой и закрепиться как формы поведения. Не акцентируйте внимание на негативных реакциях. Их эмоции ярки и быстротечны. Старайтесь переключать его внимание на что-то новое.

.

У ребенка возникают собственные, независимые от взрослого желания. Если раньше потребности малыша полностью удовлетворялись взрослым, то теперь, с повышением самостоятельности и свободы передвижения, малыш стремиться удовлетворить свои желания сам.

Однако, далеко не все его желания могут быть удовлетворены: ему, например, не разрешают вставлять пальцы в розетку, есть из собачей миски и т.д. Со стороны взрослых последуют запреты и ребенок начинает делить окружающее пространство на доступное и недоступное.

.

Несмотря на возросшую активность и самостоятельность, малыш все-таки постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого. Взрослый по-прежнему необходим ему, но только несколько иначе. Ребенок нуждается не только в хорошем отношении к нему вообще, но и в отношении к его конкретным действиям и успехам. Без оценки взрослого он не сможет ощущать свою самостоятельность и активность.

.

Годовалые дети особенно чувствительны к похвале и порицанию. В этом возрасте ориентация на оценку взрослого является качественным преобразованием. Налицо противоречие: ребенок стремится к самостоятельности и в то же время очень зависим от оценки взрослого.

.
Вот в этом и заключается суть данного возрастного кризиса.
Теперь вы вооружены информацией и не будете пугаться столь явных изменений в поведении своего ребенка.

.
P.S: кризис 1 года не всегда и не у всех детей ярко и бурно проявляется.

 

ЖДУ ВАШИХ ВОПРОСОВ И КОММЕНТАРИЕВ

 

 Чтобы перейти к прочтению других статей, нажмите на кнопку:

 

 

 

0 комментариев к “Развитие и воспитание детей от 0 до 1 года

Добавить комментарий

Цена:
Описание:
Заполните форму